Легализация игорного бизнеса в Украине: вся правда о судьбоносном законе

Содержание страницы:

В течение всей истории Украины, игорный бизнес был запрещен, точнее, находился в тени. Новое правительство решило исправить эту ситуацию, поэтому Верховной Радой был представлен законопроект № 2285-д «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который был подписан президентом Украины Владимиром Зеленским 11 августа. 

Принятый закон устанавливает определенные разновидности деятельности в области азартных игр, которые будут разрешены на территории Украины. В частности, он включает в себя различные азартные игры в игорных заведениях онлайн казино, букмекерских контор и представительств в интернете, а также проведение лотерей и игру покер через интернет. 

Помимо этого, в данном законе допускается размещение казино на территории гостиниц с высокой «звездностью». В это время уточняется, что все игорные заведения должны быть размещены на расстоянии от 500 метров от учебных заведений, а также расширен круг лиц, которые могли бы обратиться в суд с заявлением об ограничениях. В теории, все эти изменения дарят владельцам бизнеса и игрокам просто невероятные возможности, но все ли так просто на самом деле? В этом вопросе попробуем и разобраться. Так же, можно почитать о разных периодах легализации гемблинга на официальной страничке Википедии — https://uk.wikipedia.org/wiki/Інтернет-казино (ua-UA).

Какие перспективы легализации игорного бизнеса?

Ни для кого не станет новостью, что игорный бизнес на территории Украины существовал и будет существовать, но происходит все это подпольно. Если действительно произойдет легализация, тогда в государственный бюджет придут огромные поступления. Самые скромные расчеты – 10 000 000 000 гривен ежегодно, что лучше, чем постоянно бороться с игорными заведениями. Откуда же будут идти поступления при легализации игорного бизнеса:

  • Лицензия. Это денежные поступления от платы за лицензию, которую нужно будет приобретать каждые 5 лет. А стоимость документа будет варьироваться от 2,5 до 120 минимальных зарплат.
  • Налоговые сборы. Предварительно, каждое игорное заведение должно будет оплачивать порядка 18% прибыли в государственный бюджет. Возможно, что со временем налоговая нагрузка снизится до 10%. Этот вопрос до сих пор находится на рассмотрении и утверждении.

Многие из экспертов сомневаются, что ежегодно получится собирать 10 миллиардов гривен, т.к. владельцы игорного бизнеса будут всячески стремится уйти от обязательных выплат. При этом не известно, какую прибыль будут получать сами игорные заведения, т.к. среди игроков не только бизнесмены, но и обычные люди. Первые чаще играют за границей во время отдыха.

Но, отменять законопроект о легализации из-за сомнений выгоды – нет смысла. Просто будет прорабатываться грамотная концепция, чтобы минимизировать «токсичность» от легализации и максимально увеличить уровень доходов.

Основные принципы закона

Основная цель закона, связанного с легализацией игорного бизнеса – это получение дополнительных доходов в бюджет государства. Документ будет полностью регламентировать легальную работу казино на территории отелей, онлайн казино, игровых автоматов, деятельность букмекерских контор, тотализаторы, ипподромы и т.д. Среди ключевых аспектов данного закона можно выделить:

  • в перечне нет азартных игр, в которых не предусмотрены ставки или возможность выигрыша с целью получения выгодны для игрока, либо нет фактора случайности, в том числе государственная лотерея;
  • отрасль будет находиться под контролем специальной комиссии, которая будет формировать реестры операторов данного рынка, реестр зависимых от игр, которым будут ограничивать доступ к индустрии развлечений. Комиссия будет разработана государством;
  • каждый из операторов азартных игр будет обязан получить лицензию, использовать кассовые аппараты, а также предоставлять регулятору документы на отель, где будет работать данный бизнес;
  • проводить азартные игры сможет только юридическое лицо, которое обладает уставным капиталов в размере от 30 000 000 гривен;
  • руководители, собственники и бухгалтеры игорного бизнеса не могут быть гражданами страны-агрессора, а также запрещено проводить контроль игорных заведений третьими лицами, а только установленной комиссией;
  • игроками и персоналом в игорном бизнесе смогут быть исключительно люди с возрастом от 21 года, а другим даже вход на территорию заведения будет запрещен;
  • операторы азартных игр должны полностью запретить людям играть в кредит, либо размещать возле игорных заведений кредитные финансовые учреждения. Ни в коем случае нельзя будет допускать к игре людей, которые имеют выраженную игровую зависимость, либо если человек находится в реестре зависимых лиц;
  • каждый игровой автомат будет подключен к государственной системе, которая будет проводить онлайн мониторинг, в это время запрещено использовать оборудования, где сами представители казино смогу регулировать процент выигрыша, либо которые производятся страной-агрессором;
  • разрешена будет реклама игорного бизнеса, но обязательно нужно будет уточнять, что подобны игры приводят к игровой зависимости и прочим неприятным последствиям;
  • если будут нарушены правила игорного бизнеса предусмотрены штрафы, уголовная ответственность и лишение лицензии.

Все эти правила прописаны в законе и будут только дополняться, чтобы сделать игорный бизнес не просто легальным, но и максимально безопасным для каждого из участников.

Какие азартные игры будут легализированы?

В соответствии с данным законом, будут легализированы все основные разновидности азартных игр. Исключением являются лотереи. Если конкретней, то легальными будут букмекерские конторы, наземное казино, онлайн казино, залы игровых автоматов и онлайн покер.

Учитывая специфику деятельности данных заведений, закон будет устанавливать определенные правила деятельности для организации и проведения азартных игр в режиме онлайн. Именно такое регулирование является важным, т.к. азартный бизнес начал активно переходить из стандартного в онлайн режим.

Лицензия для представителей игорного бизнеса

В соответствии с законом, каждый из представителей игорного бизнеса обязательно должен получить лицензию. Для этого субъект хозяйственной деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, должен обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, подготовив пакет документов, зависимо от выбранного вида лицензии. Зависимо от личного рассмотрения, уполномоченный орган может принять одно из следующих решений%

  • выдать лицензию в течение 15 рабочих дней + 5 дней на отправку решения заявителя со сроком на 5 лет;
  • оставить решение об заявлении без рассмотрения не позднее 5 рабочих дней + 5 дней на отправку решения заявителя;
  • отказаться заявителю в выдаче лицензии не позднее 15 рабочих дней + 5 дней на отправку решения заявителю.

Основания для каждого из этих решений четко прописаны в Законе и являются полностью исчерпывающими, что исключает коррупционные риски и любые манипуляции, поэтому принятый закон должен сделать деятельность игорного бизнеса в Украине максимально прозрачным.

В соответствии с подписанным законом, есть возможность получить инвестиционную лицензию, если будет построен 5-звездночный отель или же инвестиционный проект, который ободрен Кабинетом Министров Украины. Данная лицензия имеет срок 10 лет, при этом лицензионные платежи взыматься не будут.

Какая социальная направленность закона?

Необходимо отметить, что данный закон разрабатывался строго с учетом лучших мировых практик в области защиты интересов игроков, в том числе посредством использования принципа «ответственная игра». В данном законодательном проекте предусмотрен полный комплекс мер, которые позволяют минимизировать негативное влияние азартного бизнеса на все слои населения.

Речь идет о мерах, связанных с борьбой с игровой зависимостью. Запрещается доступ к азартным играм лица, которые не достигли 21-летнего возраста, обязательно должна проводиться идентификация игроков, возможность самоограничений или ограничение игроков в судебном порядке, что будет запрещать определенным лицам посещать азартные заведения.

При открытии заведений игорного бизнеса, обязательно будет создан специальный Фонд, направленный на поддержку спорта, медицины, культуры, образования и науки, а сам фонд будет наполняться из лицензионных платежей и данное положение является одним из самых важных составляющих в социальной направленности, т.к. дает возможность значительно пополнить финансирование выше указанных сфер.

Тонкости налогообложения участников игорного рынка

В целом, процесс налогообложения будет проводиться строго в соответствии с действующим налоговым кодексом. Это хоть и правильно, но нужно понимать, что данные нормы давно являются устаревшими и не соответствуют современным реалиям. В результате, нужно обновить налоговое регулирование в данной сфере.

Важно учитывать, что данный законопроект о внесении изменений в налоговый бизнес уже был одобрен соответствующим комитетом Верховной Рады. В данном законопроекте указывается, что будут внедрены специальные налоги на азартные игры, которые обычно используются во многих зарубежных странах для налогообложения азартных игр.

Только нужно понимать, что данный налог новый для нас и его администрирование должно регулироваться, необходимо специально ПО, что займет определенное время, поэтому данный налог должен начать эффективность действовать только до 2024 года, а до этого будет использоваться стандартная схема налогообложения.

Не стоит наивно полагать, что данная индустрия до 2024 года не будет облагаться налогом. Будет вводиться непрямой налог, то есть будет увеличивать стоимость лицензии в 3 раза до введения налога на азартные игры, что в полной мере сможет компенсировать налоговые сборы до 2024 года. Практика использования финансовых платежей также является довольно распространенной по всему миру.

Ответственность для участников игорного бизнеса

Для всех операторов рынка устанавливаются существенные штрафы. В качестве примера может привести штраф в размере порядка 500 минимальных заработных плат – ориентировочно 2 361 500 гривен, если будет нарушен порядок идентификации игроков. То есть, если будут допущены к азартным играм лица, которые не имеют на это право, например, младше 21 года.

А вот при несанкционированном вмешательстве в игровое оборудование, что направлено на получение выгоды игорного заведения, штраф составляет 1000 минимальных заработных плат, порядка 5 000 000 гривен. Если будут организовываться и проводиться азартные игры людьми, которые не имеют соответствующей лицензии, то просто штрафом не отделаешься – уголовная ответственность.

Можно быть уверенным, что такие высокие штрафы будут способствовать соблюдению правил, которые установлены в законе, а уголовная ответственность за работу без лицензии позволит защитить всех действующих операторов от конкуренции, так и игроков. Если оператор работает без лицензии, нигде нет гарантии, что он ничего не сделал с оборудованием для получения дополнительной выгоды – используется несертифицированный софт, который может быть направлен на проигрыш игроков.

Это все способствует тому, что модель будущего рынка азартных игр понятна и прогрессивная для иностранных инвесторов, что обязательно привлечет на рынок достойных участников. Только одной модели недостаточно, важно, чтобы представители власти сделали сбалансированную систему налогообложения, исключили коррупцию, создали независимого регулятора, тогда можно быть уверенным, что на территории Украины появится рынок азартных игр, которому смог бы позавидовать Лас-Вегас.

Основные перспективы для финансовых технологий

Самое главное то, что есть возможность создавать легальные проекты в данной отрасли. Существенно повысится спрос на решения платежных систем, что обязательно даст дополнительный импульс к диверсификации и повышению качества продукта. Особенно сфера игорного бизнеса будет нуждаться в разработке новых инструментов со стороны платежных платформ, чтобы максимально упростить и усовершенствовать проведение транзакций.

Не стоит забывать о безопасности – для индустрии азартных игр одним из приоритетных направлений всегда оставалась безопасность и тотальный мониторинг транзакций, а это будет способствовать расширению антифродовых решений. За счет новых игроков будет повышаться конкуренция на рынке, в результате, будет повышаться качество продуктов.

И, конечно же, произойдет общий рост конкурентоспособности украинских финансовых технологий – это позволит не только значительно сократить теневую экономику, но и будет создавать отдельная бизнес-экосистема. При правильном регулировании со стороны государства и при правильной поддержке, у каждого участника рынка будет расти прибыль. Вырастит поддержка в разработке игорного программного обеспечения, его адаптация под различные устройства, поддержка работоспособности и запуск лицензированных казино в режиме онлайн на различных платформах – это только короткий список. О возможностях для рекламных площадок и агентств просто не стоит и говорить.

Подтверждением этому можно взять опыт многих других стран, где легализация азартного бизнеса существенно повысила прибыль. Например, в Великобритании за один год – с 2018 по 2019, регулируемая игорная индустрия смогла принести доход в размере 14 300 000 000 фунтов, из которых 5 500 000 000 – это прибыль от онлайн сектора.

А самое главное, что из этой суммы большая часть попадает в государственных бюджет, откуда на больницы и школы – те сферы, которые всегда оставались недофинансированными, особенно, в период пандемии.

Основные условия для участников рынка

Власти Украины легализируют шесть ключевых направлений игорного бизнеса, которые включают в себя игровые залы, букмекерские конторы, лотереи, онлайн-слоты. Изначально планировалось создать отдельную игровую зону на одном из курортов Украины, сделав по подобию Лас-Вегаса на украинский манер. Именно такую идею и продвигал Владимир Зеленский. Но позже от этой идеи отказались. Решили разрешить игровые залы в гостиницах и отелях с категорией «звездности» от 4 до 5 звезд.

Что относится к сфере онлайн, то обязательно онлайн казино или букмекерская контора должны находиться в домене с привязкой ua. Доступ к ресурсам, у которых нет государственной лицензии, будет заблокирован и стабильно удаляться все зеркала сайта. То есть, для открытия казино, необходимо иметь помещение в отеле от 4 звезд, получить лицензию, использовать только сертифицированный софт и ряд дополнительных условий, которые прописаны в законе.

Основные условия для игроков

Чтобы избежать игровой зависимости и теневого бизнеса, игровая деятельность подобных заведений будет тщательно контролировать со стороны государства. Будет создано отдельных 6 реестров, среди которых 5 будут находиться в открытом доступе:

  • букмекеры;
  • игорные залы;
  • слоты;
  • лотереи;
  • покер.

Шестой реестр будет закрытым – в нем будут фиксироваться игроки, для которых посещение азартных заведений и сайтов должно быть закрытым из-за проблем с зависимостью или по ряду других причин.

Также ограничения могут быть введены двумя способами: игрок может это сделать самостоятельно. Для этого ему необходимо написать заявление, где от должен попросить ограничить ему доступ к азартным заведениям на срок от 6 до 36 месяцев. Либо близкими родственниками через суд – если семья видит и сможет доказать негативно воздействие азартных игр на человека, его карьеру, здоровье, социальную жизнь и здоровье, тогда суд запретит ему доступ.

В обязательном порядке каждый игрок должен проходить идентификацию. Основным требованием будет возраст – от 21 года. Теперь охрана в заведении должна будет определять возраст не визуально «на глаз», а по паспорту – обязательное предъявление паспорта. Что касается операторов, то пользоваться приложениями также смогут только лица, которые достигли 21 года. Чтобы доказать свой возраст, нужно будет предоставить копию паспорта или пройти альтернативную идентификацию через BankID.

5 основных преимуществ легализации игорного бизнеса

Несмотря на то, что легализация игорного бизнеса в Украине имеет большое количество противников, подобное решение сможет принести пользу. Выделить 5 основных преимуществ:

  1. Пополнение государственной казны и создание новых рабочих мест. Уже было отмечено, что ежегодно азартные заведения смогут приносить в казну порядка 10 миллиардов гривен в год. Кроме этого, открытие новых игорных заведений обеспечат стабильный рост рабочих мест, что положительно отобразится на экономике не только государства, но и людей.
  2. Развитие туризма. Появление легальных игорных заведений будет способствовать тому, что активно будет развиваться туристический кластер. Из других государств будут приезжать люди с деловыми целям или на отдых, смогу легально сыграть в слоты или покер. Можно взять в пример Лас-Вегас, куда ежегодно приезжает более 50 000 000 игроков со всех мира.
  3. Развитие социальной сферы. Пополнение государственной казны будет способствовать тому, что будет дополнительное финансирование спорта, медицины и культуры. Чтобы минимизировать риск зависимости, из средств, которые будут поступать в фонд, будет выделяться суммы на профилактику и лечение зависимости от азартных игр.
  4. Строительство инфраструктуры. Учитывая то, что открывать игорные заведения можно будет исключительно в отелях с категорией от 4 звезд, то активно будут строиться или модернизироваться существующие гостиницы. Например, в городе Херсон нет ни одного отеля, который бы соответствовал требованиям, следовательно, там начнется строительство отелей и развитие инфраструктуры. При строительстве отеля выдается лицензия по упрощенной схеме.
  5. Привлечение инвестиций. И не стоит забывать о том, что именно игорный бизнес является одним из наиболее прибыльных сегментов бизнеса. Это будет способствовать тому, что бизнесмены из Украины и зарубежья обязательно захотят вкладывать свои деньги не только в открытие заведений игорных бизнес, но также разработку оборудования, гостиничных комплектов, разработку ПО и т.д.

И, конечно же, легализация игорного бизнеса сможет защитить самих игроков от недобросовестных участников рынка, которые предлагали играть на несертифицированном софте, не имеющем отдачи. Насколько будет эффективной легализация покажет только время, а нам остается верить в то, что в Украине удастся создать действительно конкурентоспособный игорный бизнес, который только положительно отобразится не только казне государства, но и на комфорте игроков.